Обучение шахматам
8-499-726-24-50 8-905-578-43-63
Скидки!Акция
  

Шахматы в школе

image001_1.jpg

Балашова (Шмидтке) Елена Юрьевна родилась 15 апреля 1949 г. в Москве. Отец Юрий Николаевич Шмидтке 17-летним юношей добровольцем пошел на фронт, погиб в сталинских лагерях в 1952 г.

С детства увлекалась спортом - гимнастикой (имела I спортивный разряд), лыжами, хорошо бегала, прыгала в длину.

В  15 лет младший брат-погодка научил играть  в шахматы и привел в Краснопресненский Дом пионеров. Моим первым тренером был Леонид Васильевич Щербаков. Он буквально заразил меня этой игрой, показывая необыкновенные комбинации и чудеса, происходившие на шахматной доске. Он включил меня, безразрядницу, в турнир на первенство  Дома  пионеров, и мне удалось выполнить норму III разряда, минуя V и IV разряд. В том же 1964 году заняла III место в чемпионате Москвы среди девушек ,получив II разряд. В 1965 году добилась победы в чемпионате Москвы  среди девушек и, пройдя через  четверть и полуфинал,  вышла в чемпионат Москвы среди женщин, в котором  выполнила I разряд.

В 1967 году успешно прошла отбор к первенству Всесоюзного ЦС общества «Спартак» среди женщин и, поделив  1 - 3 место с международным мастером Чайковской и Арчаковой, должна была стать мастером спорта. Правда, звание мастера малоизвестной шахматистке, в отличие от Арчаковой, мне тогда не присвоили.

В 1969 г. по совету будущего мужа - гроссмейстера Юрия Балашова поступила на шахматное отделение ГЦОЛИФК, которое с отличием окончила в 1974 г. Учебу совмещала с работой медицинской сестры в медсанчасти института и съемками на телевидении в качестве ассистента  в передаче «Шахматная школа», которую вел Борис  Григорьевич Воронков.

По окончании ГЦОЛИФКа работала тренером во Дворце пионеров на Ленинских горах (ныне Воробьевых), позже в ДЮСШ, в 70-80-х годах была завучем и одним из тренеров в школе В. Смыслова, в которой учились будущие гроссмейстеры: А. Дреев, Е. Бареев, С. Тивяков, В. Салов, С. Шипов, Г. Серпер, Л. Полнарева, И. Ерусланова и многие другие  известные шахматисты.

Многократно участвовала в чемпионатах г. Москвы (лучший результат - второе место в 1984 г.), чемпионка ЦС _»Буревестник» в 1971 г., участница чемпионата СССР, в Московском международном женском турнире 1985 г. выполнила норму балла международного мастера с коэффициентом ЭЛО 2165, но по семейным обстоятельствам пришлось прекратить выступления в соревнованиях.

Дети, а их в нашей шахматной семье - пятеро, выросли, подрастает новое поколение -  четверо внучат. Так получилось, что последние почти 10 лет я работаю  преподавателем шахмат в начальной школе, последние четыре года - в  государственной школе.  В учебной сетке по 1 часу в неделю провожу занятия с целым классом и веду кружки. Возникла необходимость в создании шахматного учебника для начинающих - яркого, с интересными заданиями, который в увлекательной форме смог бы помочь легко преодолеть начальный курс обучения.

Так появилась  сначала книга «Герои сказки играют в шахматы, или твой первый шахматный учебник», а затем «Шахматная Азбука I ступень» и «Шахматная азбука II ступень».

image001.jpg

Издательство «Бослен», 2009 г., формат 90x60/8, 96 стр., подарочная, твердый переплет.

Учебник по шахматам для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Книга в увлекательной форме знакомит начинающих с правилами игры, разнообразными тактическими приемами и комбинациями, показывает, как грамотно разыгрывать пешечные окончания.

Предлагаю ознакомиться с рецензией на книгу, написанную юным шахматистом Даниилом Глуховским в журнале «64 - Шахматное обозрение»  (№3 2009 г.).

image002.jpg  image003.jpg 

image004.jpg

Издательство «Печатные традиции», 2009 г., формат 90x60/8, объем 144 стр., мягкий переплет.

Иллюстрации художника Т. Ю. Балашовой.

Учебник для тех, кто делает первые шаги в изучении шахмат в младших классах начальной школы, а также в шахматных кружках и секциях.

Знакомит с основными понятиями, такими как шах, мат. пат, а также наиболее часто встречающимися тактическими приемами и комбинациями.

На примерах коротких партий с эффектными концовками познакомит с дебютными построениями и объяснит, как начинать шахматную партию.

Научит разыгрывать позиции заключительной части парти - эндшпиля.

От простого к сложному «Азбука I ступень» поможет преодолеть начальный этап обучения и овладеть шахматной нотацией, благодаря которой можно самостоятельно читать и изучать партии мастеров, а также записывать свои сыгранные партии.

Мифы и легенды о происхождении шахмат раскроют их таинственную притягательность и многогранность и покажут, почему народы мира во все времена так уважительно относились к этой мудрой игре, воспитывающей в человеке важнейшие качества, оттачивающие ум и помогающей сформировать характер.

В эту книгу вошли также сказки, придуманные ребятами, для которых шахматы стали настоящим другом.

Содержит около 500 заданий различного уровня сложности для самостоятельного решения.

image005.jpg  image006.jpg

Формат 90x60/8, 2часть - 64стр., 2 часть -  72 стр. Иллюстрации    художника Т. Ю. Балашовой.

Задачники «I ступень - А» и «2 ступень - Б» - рабочие тетради,  являются частью пособия к учебнику «Шахматная азбука I ступень» и к книге «Герои сказки играют в шахматы, или твой первый шахматный учебник».

В задачнике «I ступень - А» содержится около 500 заданий с одноходовыми решениями на мат, открытые нападения с выигрышем материала, использование связки. Примеры решаются без доски и расположены по мере возрастания сложности.

Задачник «2 ступень - Б» знакомит начинающих с комбинационными элементами шахматной тактики.

Материал разбит по темам с описанием характерных мотивов, что делает его доступным для изучения. В конце задачника предлагаются примеры для самостоятельного решения.

image008.jpg    image007.jpg

Издательство «Печатные традиции», формат 90x60/8, в двух частях, объем  1 части- 94 стр., 2 части - 116 стр., мягкий переплет. Иллюстрации художника Т. Ю. Балашовой. 

«Шахматная азбука II ступень», продолжая изучение основ игры, познакомит начинающих со стратегией шахмат и объяснит, какой надо выбрать план в той или иной позиции. На примерах партий мастеров и гроссмейстеров покажет разыгрывание различных комбинаций, а также научит, как довести выигранную позицию до победного конца.

«Азбука I Iступень» состоит из двух частей, каждая из которых содержит 15 уроков с заданиями и может быть использована на факультативных занятиях в начальных классах общеобразовательных школ, шахматных кружках ДЮСШ, а также для самостоятельного изучения шахмат.

В рубрике «Немного истории» о том, как шахматы, путешествуя по миру, попали в нашу страну, расскажут пятиклассники школы «ПРОМО - М».

image009.jpg    image010.jpg

Формат 90x60/8, 1 часть - 72 стр., 2 часть - 80 стр. Иллюстрации    художника Т. Ю. Балашовой.

 

Задачники «2 ступень А и Б» - рабочие тетради. Являются дополнением к учебнику для начинающих «Шахматная азбука.  Вторая ступень». Задачник «2 ступень - А» продолжает знакомить  юных шахматистов с тактикой и ролью фигур на шахматной доске. Материал сгруппирован по темам первых 15 уроков учебника.

Задачник «2 ступень - Б» сгруппирован по темам, изучаемым во второй части учебника и посвящен тактическим приемам и комбинациям, а также последней стадии партии - разнофигурным  окончаниям.

Обе части включают в себя около 1000 учебных заданий.

image011.jpg   image012.jpg

«Шахматная азбука III ступень» представляет собой курс лекций по теории игры и предназначена для шахматистов, желающих повысить свою квалификацию.

Книга состоит из двух частей, каждая из которых содержит 15 уроков. Большое место в ней отведено упражнениям для самостоятельной работы, развивающим и закрепляющим полученные знания. В конце каждой части размещены ответы на задания.

Рубрика «Шахматы вчера, сегодня, завтра...» знакомит с многовековой историей шахмат. В книгу вошли также исторические хроники и отрывки из художественных произведений, посвященных неувядаемой игре.


Содержание первой части «Шахматная азбука III ступень»

Слово о книге международного гроссмейстера Сергея Широва..........................................................................................3

Шахматы вчера, сегодня, завтра... Исследовательская работа

для «Ярмарки идей» ЮЗАО г. Москвы Козлова Даниила, 2006 г.............4

Шедевры шахматного искусства ..............................................................8

Урок 1. Атака и защита ...........................................................................10

Урок 2. Искусство защиты ......................................................................19

Урок 3. Приемы защиты.........................................................................29

Шахматы вчера, сегодня, завтра............................................................34

Урок 4. Учимся тактике. Средства вынуждения: нападение,

угроза, размен, цугцванг ....................................................................39

Урок 5. Учимся тактике. Средства вынуждения: жертва..........................47

Шахматы вчера, сегодня, завтра............................................................53

Урок 6. Учимся тактике. Взаимодействие фигур.....................................55

Урок 7. Учимся тактике. Взаимодействие фигур (продолжение).............61

Шахматы вчера, сегодня, завтра............................................................65

Урок 8. Оценка и разбор сложных позиций .............................................72

Урок 9. Учимся тактике. Двойной шах - удар сокрушительной силы!.....78

Шахматы вчера, сегодня, завтра............................................................83

Урок 10. Учимся тактике. Разрушение пешечного прикрытия короля.

Спертый мат .......................................................................................87

Урок 11. Учимся тактике. Промежуточный ход - элемент комбинации...97

Приглашение к шахматному путешествию. «Путтино,

или странствующий рыцарь» ............................................................102

Урок 12. Учимся тактике. Что такое цугцванг ........................................107

Урок 13. Учимся тактике. Тема комбинации  связка. Развязывание.....115

Приглашение к шахматному путешествию. «Путтино» (продолжение)..122

Урок 14. Учимся тактике. Отвлечение и завлечение..............................126

Урок 15. Учимся тактике. Рентген. Эполетный мат................................132

Приглашение к шахматному путешествию (продолжение).

Несколько страниц из жизни Паоло Бои............................................137

Сокровищница шахматного искусства .................................................141

Проверь себя .......................................................................................159

Сокровищница шахматного искусства. Решения.................................. 165


  

Содержание второй части «Шахматная азбука III ступень»

Шахматы вчера, сегодня, завтра..............................................................3

Урок 16. Последние шахматные лекции третьего чемпиона мира.............5

Учимся играть эндшпиль

Урок 17. Пешечные окончания: правило «блуждающего квадрата»,

критические поля, поля соответствия .................................................12

Урок 18. Легкофигурный эндшпиль........................................................30

Урок 19. Легкофигурный эндшпиль. Мат конем и слоном .......................41

Урок 20. Экскурсия в ладейный эндшпиль ..............................................50

Урок 21. Ферзевые окончания................................................................59

Урок 22. Сложные окончания..................................................................70

Принципы разыгрывания дебюта

Урок 23. Развитие сил............................................................................78

Урок 24. Достижение контроля над центром. Типы центра.....................91

Урок 25. Типы центра (продолжение)...................................................105

Урок 26. Обеспечение безопасности короля........................................118

Урок 27. Что надо знать о дебюте. Выбор дебюта

Разносторонние рокировки в дебюте................................................ 124

Урок 28. Что надо знать о дебюте (продолжение) .................................138

Урок 29. В гостях у пешкоедов..............................................................148

Урок 30. Шахматный калейдоскоп

В мире шахматных приключений...................................................... 155

Проверь себя .......................................................................................166

Используемая литература....................................................................179

 

ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ

image014 image015 image016
image017 image018 image019
image020 image021 image022
image023 image024 image025
image026 image027 image028
image029 image030 image031
image032 image033 image034